Вышивка — основной вид народного изобразительного искусства Кубани. Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры: восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой.
Всеми нами любимая вышивка крестом, так же как и другие виды рукоделия, имеет свою историю.
В кубанских станицах девочки с 6-7 лет приучались к прядению и вышивке. По старинному обычаю, они собирались в будние осенние и зимние вечера «на сиделки» в какой-нибудь дом с хорошей репутацией, где занимались рукоделием. К 15 годам кубанская девушка должна была приготовить себе приданное: вышитые рушники, скатерти, покрывала, одежду, несколько «сувоев» (кусков) полотна и подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха своими изделиями — это говорило о ее мастерстве и трудолюбии. В то время изделия изготавливали из грубого домотканого полотна и, чтобы изделия получались красивыми, их украшали вышивкой
Не только отдельные мастерицы, но и целые станицы славились своими вышивками и бывало по рисунку можно было узнать, где изготавливали предметы быта. На Кубани издавна вышивали гладью, крестом простым и болгарским, делали мережки. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Мастерицы-вышивальщицы, вышивая свои узоры, искали вдохновение, как в бытовых сценах, так и в многообразии природы: таким образом, окружающий мир самым непосредственным образом влиял на искусство вышивки.
Традиционная вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры пришли с языческих времен. Языческая символика, стародавние обычаи и обряды широко отражались в украшении одежды и домашней утвари. Узоры воспроизводили знаки доброго пожелания, символических животных, райских птиц. Каждый узор вышивали определенным цветом, что тоже имело символическое значение.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивка на рубахах располагалась по вороту, рукавах, подолу, т.е. в местах соприкосновения тела человека с внешним миром и играла роль оберега. Каждая мастерица, используя различные орнаменты, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми. Составляя узоры, вышивальщицы включали в них геометрические фигуры: квадраты, ромбы, звездочки, углы, а также фигуры птиц, зверей, людей.
Основной цвет вышивок — красный с небольшим добавлением черного, синего, желтого.
Орнаментальные мотивы вышитых изделий
Орнаменты часто делят на такие виды как: геометрический, растительный, животный, предметный, смешанный. Как известно, орнамент — это узор, построенный на ритмичном чередовании и организованном расположении элементом.
Орнаментальная вышивка по характеру подразделяется на:
Геометрический орнамент — создается при помощи закономерного повторения какого-нибудь абстрактного мотива.
Растительный орнамент — это упорядоченное, ритмичное изображение какого-нибудь растительного мотива.
Антропоморфный орнамент — это последовательное повторение стилизованных фигур людей, которые ритмично чередуются с другими орнаментальными мотивами
Птица — один из наиболее распространенных и любимых образов народного творчества. Узоры с птицами выполнялись различными видами вышивальной техники. Чаще всего образ птицы трактован довольно реалистически и можно явственно определить породу: петухи, павлины, голуби. В народном представлении голубь — чистая, светлая, «Божья» птица.
Птицы — пожелания семейного счастья, любви.
Изображение петуха над крышей дома — это символ того, что хозяин живёт по солнцу, встаёт вместе с солнцем и ложится с заходом солнца.
Петух прогоняет нечисть своим криком. Это тоже солнечный знак — оберег, который часто любили вышивать на полотенцах.
Голубь — символ мирной жизни, любви.
Растительный орнамент занимает главное место в кубанской и казачьей вышивке. Схематические, очень обобщенные геометризованные изображения деревьев с симметричными ветками, иногда заканчивающиеся розетками, составляют на рушниках композицию ряда. Цветы в самых разнообразных комбинациях — на ветках, в гирляндах, в букетах, вазах — занимали центральное место в вышивке. Излюбленными были мотивы розы разнообразной модификации. Роза выполняла роль оберега.
Чаще всего на рушниках вышивали причудливое древо с раскидистыми ветвями. Это — Древо жизни. Оно воплощало плодоносную силу природы. В кубанских рушниках древо жизни часто изображается как букет в вазоне или в кувшине. На рушниках часто встречаются изображения птиц с необычно пышным и красочным оперением.Эти жар-птицы считались вестниками солнца, вестниками весеннего дня. Сияющее оперение из перемежающихся ромбов, квадратов, крестиков, кругов — солярных знаков, наверное, означало сияние солнечного света. Часто такие жар — птицы изображались по сторонам расцветшего куста, вероятно олицетворение воздействие солнечного тепла на природу.
Символ солнца-это различные круги. В вышивках можно видеть изображения кругов, но часто солнце изображалось многоугольником или ромбом, а иногда квадратом.
Верный друг казака его боевой конь. Он делит с ним тяжёлые будни, голод, холод. Конь участвовал в различных обрядах. Сильный, красивый, быстрый конь оказался запечатлённым на свадебных вышивках как солнечный знак — оберег.
Труд казака связан с землёй, пахотой, севом, сбором урожая. Благополучие семьи зависело от урожая, а следовательно от земли. Пашня изображалась в вышивке ромбами, квадратами. Плодородная засеянная земля — ромбами и квадратами с точкой посередине. Землю называют в песнях матерью. Мать — сырая земля заботилась о своих детях — людях, кормила и поила их.
Цвет в орнаменте тоже символичен. В основном мастерицы использовали красный цвет — символ солнца, огня, крови. Огонь считался братом солнца.
Цвет красный — это любовь, красота, смелость, великодушие, победа.
Черный- цвет земли, пашни, ночи, покоя.
Зелёный — использовался в вышивках в небольших количествах, он символизирует растительный мир.
В разных ситуациях узоры были разные. В любом случае вышивка на белом рушнике выполнялась черными и красными нитками. Традиция пришла на Кубань с Украины и обогатилась русской символикой узора. Кружева на рушниках — русская традиция.
Народная вышивка является достойным делом, воспитывающим доброту, терпение, усидчивость. Ведь недаром склонялись наши прародительницы над пяльцами, значит, почему-то это было важно для русской женщины — овладение искусством вышивки.